Сорок первый
Евгения Фомина
14 мая 2024
Снова посмотрела в Московском Губернском театре спектакль Ивана Пачина «Сорок первый» по рассказу Бориса Лавренёва. И тогда, в первый раз, спектакль произвёл на меня очень сильное впечатление, а сейчас, пожалуй, понравился ещё больше. Оригинальная стилистика, интересные режиссёрские ходы, необычная сценография, неожиданные пластические решения – всё это увлекает, удивляет и погружает в настоящее театральное чудо. И конечно, замечательные актёрские работы, ведь это именно актёры-проводники ведут нас, зрителей, за собой.
Камерное пространство малой сцены превращается в свистящую пулями туркестанскую пустыню, через которую упорно ведёт свой отряд малиновый комиссар Евсюков. Там жарит солнце, над барханами бушуют песчаные бури и простирается до горизонта море ослепляющей синевы, то ревущее в смертельном шторме, а то лениво плещущееся вокруг песчаного острова.
И вот трещит в очаге сушёная рыба и маленькая хибарка посреди моря превращается в центр мироздания, где нет ничего и никого, а есть только Он и Она, которых накрывает необъяснимое и невозможное Чувство. И ты, даже хорошо зная сюжет, до последней минуты надеешься, что это чувство отведёт от героев всякую беду и подарит им недостижимое счастье.
В исполнении Ирины Токмаковой Марютка действительно другая (как об этом писали зрители, видевшие всех трёх актрис в этой роли), она как личность стала для меня более понятной, показалась мне более идейной и принципиальной. Мария Филатовна – девушка с характером. И принципы, жизненные идеалы для неё важнее личного счастья. Интересно было увидеть новую Марютку.
И всё-таки «Сорок первый» для меня - это бенефис Антона Соколова. Его поручик Говоруха-Отрок интересен как личность, как мужчина, как носитель собственной философии (его политические и экзистенциальные взгляды при этом необязательно разделять). Этот герой совершенно не похож на другие роли Антона. Ты видишь, насколько скрупулёзно, каллиграфически выписан, создан этот образ, в котором Соколов растворяется без остатка и это не может не восхищать.
А ещё этот спектакль трудно представить без исполнителя роли автора Алексея Веретина, так и хочется назвать его сказителем. Именно такое ощущение вызывает его неспешное, сочувственное повествование, когда со сцены звучит поэтически сочный, самобытный и выразительный слог Лавренёва.
Большое спасибо за «Сорок первый» Московскому Губернскому театру под руководством Сергея Безрукова, режиссёру, всем актёрам, всей команде спектакля!